РЕФЛЕКСИВНАЯ ПРАКТИКА В ОБУЧЕНИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ TPACK


Дата публикации: 25 July 2025

Участники

Альбина Таджибаева

Author

DOI

Ключевые слова

рефлексивная практика TPaCK-компетенции цифровая трансформация образования будущие учителя педагогические стратегии методика преподавания английского языка action research профессиональное развитие

Сборник материалов

Трек

General Track

Аннотация

Цифровая трансформация образования требует от будущих учителей не только технических навыков, но и способности интегрировать технологии в содержательно и методически обоснованный учебный процесс. В этой связи модель TPaCK (Technological Pedagogical and Content Knowledge) приобретает особую актуальность, поскольку представляет собой теоретическую основу для комплексной подготовки педагогов. Одновременно возрастает интерес к рефлексивной практике как инструменту осознанного профессионального развития. В статье анализируются педагогические подходы и стратегии, направленные на формирование TPaCK-компетенций у студентов-филологов через рефлексивную деятельность. Исследование опирается на качественный метод с элементами практико-ориентированного исследования (action research) и включает анализ рефлексивных дневников, интервью и цифровых заданий. Полученные данные подтверждают, что сочетание TPaCK и рефлексии способствует развитию профессионального мышления и эффективному использованию цифровых технологий в обучении. Делается вывод о необходимости системной поддержки таких подходов в образовательных учреждениях.

Источники

1. Мишра П., Кёлер М. Технологическое педагогическое и предметное знание: структура современного учительского образования // Компьютеры в образовании. – 2006. – №1. – С. 101–118.
2. Шён Д. Рефлексивный практик: как профессионалы думают в действии. – М.: Изд-во "Классика XXI", 2005. – 320 с.
3. Гиббс Г. Обучение через рефлексию. Руководство по улучшению преподавательской практики. – Oxford: Oxford Centre for Staff Development, 1988.
4. Koehler M. J., Mishra P. What is Technological Pedagogical Content Knowledge (TPACK)? // Contemporary Issues in Technology and Teacher Education. – 2009. – Vol. 9, №1. – P. 60–70.
5. Zeichner K., Liston D. Reflective Teaching: An Introduction. – Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1996. – 232 p.
6. Kolb D. A. Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1984.
7. Смирнова Е. О., Махотина С. Н. Цифровые технологии в педагогическом образовании: вызовы и решения // Вестник образования. – 2021. – №5. – С. 42–47.
8. Лаптев В. В., Кочетков П. П. Методика внедрения модели TPaCK в систему подготовки педагогов // Педагогическое образование в России. – 2020. – №4. – С. 115–121.
9. Darling-Hammond L., Bransford J. (Eds.). Preparing Teachers for a Changing World: What Teachers Should Learn and Be Able to Do. – San Francisco: Jossey-Bass, 2005.
10. Loughran J. Developing a Pedagogy of Teacher Education: Understanding Teaching and Learning about Teaching. – London: Routledge, 2006.

Загрузки

Как цитировать

Альбина, А. (2025). РЕФЛЕКСИВНАЯ ПРАКТИКА В ОБУЧЕНИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ TPACK. “Yangi Davr Ilm-Fani: Inson Uchun Innovatsion gʻoya Va yechimlar” Mavzusidagi Respublika Ilmiy-Amaliy Konferensiyasi, 1(5), 91-96. https://doi.org/10.47390/Ydif-Res5/No-20