О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОЛИЙ МАЖЛИСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ


Дата публикации: 7 June 2025

Участники

Окилахон Караходжаева

Author

DOI

Ключевые слова

Конституция законодательство права человека принципы демократии органы государственной власти законодательная власть парламент взаимодействие парламентский контроль формы парламентского контроля.

Сборник материалов

Трек

General Track

Аннотация

Принцип разделения властей, важной составляющей которого выступает система сдержек и противовесов позволяет обеспечивать одновременно как взаимодействие ветвей власти, так и их взаимоограничение в установленных правовых пределах. В этом контексте парламентский контроль выступает как один из ключевых механизмов реализации принципа разделения властей, является одним из важнейших инструментов получения информации о деятельности органов власти и управления с целью обеспечения законности, эффективности и прозрачности государственного управления. В связи с этим, в данной статье анализируются правовые основы взаимодействия парламента Республики Узбекистан и различных государственных структур при осуществлении парламентского контроля, его влияние на эффективность государственного управления и укрепление демократических институтов. В статье, также рассматриваются теоретические и правовые аспекты реализации контрольной функции парламента в условиях необходимости соблюдения институционального баланса между ветвями власти, где особое внимание уделяется механизмам, обеспечивающим эффективное взаимодействие без нарушения автономии властей, так как парламентский контроль осуществляется не в духе доминирования или конкуренции, а выступает как форма институционального взаимодействия, направленного на соблюдение баланса властей в правовом государстве.

Источники

1. Указ Президента Республики Узбекистан, от 28.01.2022 г., № УП-60 «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы» (Decree of the President of the Republic of Uzbekistan, dated January 28, 2022 No. UP-60 «Development Strategy of New Uzbekistan for 2022-2026»).
2. Hironori Yamamoto. Tools for parliamentary oversight: A comparative study of 88 national parliaments. - Inter-Parliamentary Union 2007. – Switzerland. – Р.6.
3. Гранкин И.В. Контрольная деятельность Федерального Собрания России: основные направления, перспективы развития. Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. М., 2010. Т. 2. С. 97–107.
4. Steffani W.F. Verfahren und Wirkungen der Parlamentarischen Kontrolle // Parlamentsrecht und Parlamentspraxis in der Bundesrepublic Deutschland.-Berlin. N.Y.,1989. С. 1325.
5. Хакимов Р.Р. Развитие правовых основ парламентского контроля в Узбекистане: основные положения закона "о парламентском контроле". Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016 г. https://cyberleninka.ru/journal/n/zhurnal-zarubezhnogo-zakonodatelstva-i-sravnitelnogo-pravovedeniya.
6. Караходжаева О.Р. Правовые основы осуществления парламентского контроля в Республике Узбекистан. Т.: Издательство ТГЮУ, 2024г.
7. Хакимов, Р. Р. Реализация принципа разделения властей в Узбекистане. Право: история, теория, практика. материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 27-31.

Загрузки

Как цитировать

Окилахон , О. . (2025). О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОЛИЙ МАЖЛИСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ. “Yangi Davr Ilm-Fani: Inson Uchun Innovatsion gʻoya Va yechimlar” Mavzusidagi Respublika Ilmiy-Amaliy Konferensiyasi, 1(3), 57-62. https://doi.org/10.47390/978-9910-09-176-6/rkm-13